Уроки великих мастеров (часть 11)
ПРИМЕНЕНИЕ «ХЭЙ-ХО»
«Юми» («лук»), «теппо» («ружье»), «яри» («копье»), «кото» («длинный меч»)... Все это — оружие, и каждое можно использовать при разных обстоятельствах. «Хэй- хо» уделяет особое внимание применению «тачи» (японского самурайского меча).
Обращение с «тачи» — фундамент знания тактики. Овладев им, возможно управлять другими людьми и самим собой. Один воин, владеющий «тачи», способен победить десятерых; тысяча таких воинов побеждает десять тысяч. Для опытного воина не будет разницы — сражаться с одним врагом или с десятью тысячами.
Овладеть «кэн» («мечом»), постичь все необходимые техники — значит стать мастером «хэй-хо» («страте гии»). Достигай всего через учение и овладение различ ными техниками. Каждый человек должен развивать свой ум и способности до максимума.
О РИТМЕ И ТЕМПЕ В «ХЭЙ-ХО»
У всего есть свой собственный ритм. Ритм особенно важен в «хэй-хо» — никто не сможет достичь совершен ства без умения владеть ритмом. Это применимо и к любому другому военному искусству, вообще к любому искусству (музыке, танцу, верховой езде и так далее).
В естественном состоянии ритм и темп должны быть уравновешены. Ритм и темп отражаются и в духовной составляющей человеческой жизни. Ритм и темп одного и того же человека изменяются в зависимости от того, процветает он или пребывает в отчаянии. Каждому необходимо открыть, как его собственный ритм зависит от его состояния.
В «хэй-хо» есть различные ритмы, и, прежде всего, необходимо выяснить, какой ритм лучше всего подой дет в данной ситуации. Затем следует знать разные ритмы — быстрый и медленный, легкий и тяжелый; кроме этого — определять правильную дистанцию и способы нарушить ритм противника. Не владея этими знаниями, нельзя овладеть «хэй-хо». В бою или сраже нии, выявив ритм врага, встречайте его неожиданным ритмом — такая стратегия способна принести победу.
Как правильно видеть
В бою следует сохранять широкий обзор, не сужать поле зрения. Во-первых, ты должен ясно определить намерения противника в отношении будущей атаки, и уже, во-вторых — наблюдать за его движениями. В «хэй- хо» важно понять истинные мысли противника, заме чая его движения на расстоянии и правильно интерпре тируя их суть. Твой взгляд должен быть твердо зафик сирован, и в то же время ты должен видеть все, происходящее по обе стороны от тебя. Не смотри, не по ворачивай головы, но умей видеть.
Девять принципов
- Никогда не держи в сердце зла.
- Тренируйся не мысленно, а практически.
- Овладевай самыми разными искусствами и навыками, не отдавая предпочтение какому-то одному.
- Знай не только свою технику, но и множество других.
- Определяй, что является преимуществом, а что — недостатком, опираясь на разум.
- Развивай и пестуй свою способность судить обо всем интуитивно.
- Ощущай самую суть, то, что скрывается под внешним видом.
- Обращай внимание на самые незначительные детали (все идет своим собственным путем, и порой мы видим неожиданные результаты).
- Не делай ничего тщетного, ведь наши силы и время не бесконечны.
Тот, кто всегда опирается на «хэй-хо» и усердно тре нируется, может превосходить других и лучше судить о событиях. Человек, достигший контроля над своим телом благодаря упорным тренировкам, становится физически сильнее других. Если он будет тренировать свой ум таким же образом, то достигнет духовного пре восходства. Воплотив все перечисленное в жизнь, он станет непобедимым.
Состояние ума в «хэй-хо»
В бою необходимо сохранять естественное состояние ума. Лучше всего — совсем уничтожить бесполезные и ненужные мысли. Храня спокойствие ума, мы можем в любой ситуации незамедлительно предпринимать наиболее уместные шаги. Всегда помни: твой ум должен работать, когда тело спокойно, и быть спокойным, когда действует тело.
Важно развивать свой ум, обогащать его знаниями. Не придавай значения пустякам и сохраняй силу духа. Никогда не позволяй другим выявить твои истинные на мерения. В каждой ситуации ты должен судить о вещах объективно, чтобы принять верное решение. Храни ясность ума и придерживайся широких взглядов, всегда старайся видеть картину целиком. Относись к тренировке духа и преумножению знаний со всей серьезностью. Будь тверд в своем намерении добиваться более верных суждений и всегда сохранять спокойствие духа.
О ПОЛОЖЕНИИ ТЕЛА В «ХЭЙ-ХО»
Следи за положением своего тела.
- Не поднимай и не опускай голову—держи её прямо.
- Не озирайся беспокойно по сторонам.
- Не морщи лоб.
- Глаза должны быть постоянно прищурены, веки подняты. Не моргай.
- Взгляд должен быть безмятежным, спокойным, подбородок слегка выдвинут вперед. Держи шею прямой, напряги загривок и все тело ниже плеч.
- Держи плечи опущенными, спину прямой; не выпя чивай бедра. Напряги ноги (от коленей до кончиков паль цев) и живот, чтобы линия твоего тела была прямой.
Как шагать
Делая шаг, ставь пятку твердо, немного приподни мая носок. Шагать в бою следует как при обычной ходьбе, независимо от того, длинный шаг или короткий, быст рый или медленный. Ступать слишком быстро, неустой чиво или с чрезмерным напряжением — неверно. Нужно внимательно следить за тем, чтобы не двигать только одной стопой за один шаг. Отступаешь ли ты, наступаешь или защищаешься — перемещай обе стопы.
Атака «в один удар»
Перед тем как скрестить мечи с врагом, следует при нять правильное положение тела. Затем — до того, как он рассудит, что делать, — быстро атаковать его одним ударом, держа тело спокойным, а ум — таким, какой он есть. Атаковать врага в один удар — значит атаковать его до того, как он примет решение. Следует изучить атаку «в один удар» и отработать ее до предельной ско рости.
О вторичной а таке
В том случае, если враг отступит до твоей атаки, сле дует сперва притвориться, что ты атакуешь, заставив противника напрячься. Поняв, что атака была ложной, противник расслабится — атакуй его в то же самое мгно вение. Это и есть вторичная атака.
Об атаке, свободной от мыслей
В ситуации, когда ты и противник готовы атаковать одновременно, сосредоточься и тщательно подготовь ум и тело к атаке. Решив, какую технику применить, сле дует атаковать с силой, с естественным ускорением. Это — атака, свободная от мыслей.
О «суко» (обезьяне с короткими руками)
Образ действий «суко» — не вытягивать руки. Когда ты двигаешься навстречу врагу, внимательно следи за тем, чтобы не атаковать одними только руками. Если ты захочешь вытянуть руки, твое тело непременно после дует за руками. Чтобы атаковать успешно, приближайся к врагу всем телом.
Сравни свой рост с ростом врага
Приблизившись к врагу, выпрями ноги, спину и шею, не сутулься. Когда сравниваешь свой рост с ростом противника, становясь прямо перед ним, следует вы прямить все тело, излучая уверенность в победе. Необ ходимо думать уверенно.
Атака с фронта
Скрестив мечи с противником, принципиально важно направлять меч в лицо врага. В этом случае противник попытается уклониться от твоей атаки и лицом, и те лом. Когда он уклоняется таким образом, открывается несколько способов достичь победы.
Бой с множеством противников
Это техника сражения одного воина с множеством врагов. Даже когда враги атакуют со всех четырех сто рон, эта техника позволяет последовательно справиться с атакующими со всех направлений. Сперва обрати вни мание на порядок, в котором они атакуют, и встреть про тивника в соответствующем направлении первым. Со храняя широкое поле зрения, пойми, как собирается атаковать противник, отрази его меч и сделай выпад. После первого выпада не допускай колебаний; немед ленно вернись в прежнюю позицию и сделай выпад в ту сторону, откуда атакует следующий противник. Чрез вычайно важно заставить противников выстроиться в прямую линию. Когда ты увидишь, что они стоят в один ряд, без колебаний нападай на них.
Если ты всегда будешь ждать атаки противника, то потеряешь инициативу и лишишься преимущества. Старайся разобраться в ритме противников, чтобы предсказать их следующие действия, затем старайся нарушить их ритм. Если ты овладеешь этой техникой боя, то сможешь с легкостью сражаться с любым количеством противником — с одним, с десятью, с двадцатью.
Бой в соответствии с окружением
Как правило, всегда лучше стоять спиной к солнцу. Если это невозможно, то пусть солнце окажется по пра вую руку. Даже сражаясь в помещении, удостоверься, что лампы находятся позади тебя или у твоего правого плеча, а позади тебя нет препятствий и ловушек. Всегда добивайся лучшей позиции, чем у противника. Сделай так, чтобы противник оказался перед неудобным мес том, а затем старайся оттеснить его назад. Внимательно следи за тем, чтобы у него не было возможности огля дываться по сторонам. Всегда выбирай более выигрыш ную позицию.